Территориальные службы:

Служба «Вечная Память»
г. Астрахань

Село Линейное, Наримановский район



Общая схема кладбища Линейное 30НЛ
Общая схема кладбища Линейное 30НЛ
Схема кладбище Линейное 30НЛ
Схема кладбище Линейное 30НЛ

Некрополь по Большому Тракту (село Линейное)

Кладбища жителей Нижней Волги всегда отчасти похожи одно на другое. В условиях множества рукавов и проток дельты они почти всегда – на  буграх, пригорках, возвышенностях, т.е. на сухих и незатопляемых местах. Некоторые различия их определяет и традиционно-исповедуемая религия, и современная «светскость» ритуала, порядки поминальной обрядности. Так, у народов традиционного исповедания ислама кладбища чаще обустраивались  в некотором отдалении от населённых пунктов.

Насколько помнится нам по школьным археологическим раскопкам летом 1966 г., жители столицы Астраханского ханства г. Хаджи-Тархан (сейчас на его месте – Волга в районе пос. Новолесное), могли пользоваться кладбищами на холмах современного г. Астрахани, в т.ч.  в кремле, у пушечного дворика при крайней башне, и у администрации области, музея и памятника А.С. Пушкину.

Далее, поселявшиеся к концу XVIII в. «на службу», вдоль Волги и дорог, казанские татары отчасти воспроизводили обрядность своих предшественников по миграции и новых соседей – юртовских «нугайских» татар, перешедших к полной оседлости вокруг г. Астрахани за 20-30 лет до их прибытия.

Широко известно, что отношение к кладбищам у различных народов, традиционно исповедующих ислам, как и у их предков, весьма неоднозначное. Свой, местный вариант мусульманства сложился у тюрок Астраханского края – и в почти классическом каноне, и в альтернативном – суфийском (дервишеском) ответвлении, притом с массой локальных вариантов даже по отдельным селениям.

Найдём мы при желании и наследие вообще доисламских, «языческих» (тенгрианских) верований – от кыпчаков как общих предков для юртовских - ногайских и для казанских татар. Так, первоначальный деревянный столбик с именем на могиле столь явно воспроизводит человеческую фигуру, и напоминая каменных истуканов по всей обширнейшей Кыпчакской степи до монгольского, ордынского завоевания.

В некоторых сёлах татар-переселенцев был отражён и более присущий юртовцам кладбищенский, примогильный (низший в мистическом учении суфизма - дервишизма) культ «святых мест» – ʺаульяʺ с повязанными на ограду ленточками и со специальными служителями – ʺмужавирамиʺ.

Казанские татары с небольшим мишарским элементом - жители правого берега Волги нынешнего Татарстана (традиц. ʺкара якʺ - «чёрная сторона», смешанное население), между городами Тетюши и Буинск, были переселены в 1787-88 гг. на службу по Московскому тракту (шляху) в с. Каменный Яр (татар. ʺТашлы Ярʺ) Черноярского уезда. Оттуда до половины их были почти сразу же, в 1788 г., переведены на тракт, шлях Линейный или Кизлярский – для обслуживания войск по пути на Северный Кавказ, где началась первая крупная война с горцами.

Новая «колония» получила татарское имя по своей временной и верховой, черонярской «метрополии» – ʺКǝменни - аулʺ, а русское – по названию военной дороги, «Линейное». Первые могилы могли появиться здесь на кладбище в том же 1788 г. или же чуть позже того. Однако, они, конечно же, ныне не сохранились. Самые древние, с выбитыми надписями арабской графикой, относятся, на астраханских мусульманских кладбищах, обычно к 90-м гг. XIX в.

Кладбище этого села расположено тоже на возвышенности, вблизи поворота железной дороги на Кизляр (была, она, напомним, героически проложена за год – с августа 1941 по август 1942 гг.), между протокой ʺЯфрáкʺ (татар. «лист, листок») и указанным военным путём, а ныне – крупной и важной автотрассой на гг. Элисту и Армавир.

И, пожалуй, самое важное для нашего изложения то, что село Линейное было перенесено жителями в сáмом начале XX в. (1901 г.) на нынешнее место своего расположения. Ранее оно располагалось западнее, в урочище «красные пески» (тат. ʺкызыл кумнарʺ – где глина, действительно, красновата), ближе к повороту тогдашнего, ставшего «мирным»150 лет назад (провозглашением победы на «Красной поляне» Сочи и Адлера), Линейного тракта, на пос. Буруны и с. Зензели.

Таким образом, данное кладбище сыграло, пожалуй, ключевую роль в судьбе села и его обитателей. Оно оказалось естественным ориентиром для указанного, итогового в истории, пространственного перемещения. Село расположилось на том же расстоянии от него – но не на запад, а на восток, ближе к родственному с. Туркменка (ʺТулке - аулʺ), основанному тоже в 1864 г., имевшему к тому времени кладбище своё.

Памятники здесь – нескольких основных типов. Надписи на них чаще делаются теперь алфавитом кириллицы – на русском языке, хотя и на татарском тоже. Кладбище начиналось как татарское, но теперь им пользуются живущие здесь представители разных этносов. Но на большинстве могил – изображение полумесяца – символа суннитского ислама. Особенным почётом пользуются погребения, увенчанные красной звездой, – ветеранов-участников Великой Отечественной войны, людей разных национальностей, сражавшихся с врагом вместе.

История с. Линейного – продолжается. А отрадный юбилей 230-летия его образования (2018 г.) – постепенно приближается. И сельский некрополь – достойный, наглядный знак вековой истории поселения. Это пристанище траура, скорби и печали. Но и место светлой памяти людей.

В.М. Викторин, кандидат исторических наук, этнолог, доцент.

Председатель Учёного Совета Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.

 

 

 

Надписи на памятниках с арабского на русский язык перевел мулла Тажетдинов Ильяс Даниалбекович.




Наши контакты

Адрес: 414018, г. Астрахань, ул. Вавилова, д. 4 г
Тел: 73-73-70. E-mail:
Вечная Память © 2012‑2024

Рейтинг@Mail.ru