Село Линейное, Наримановский район
Некрополь по Большому Тракту (село Линейное) Кладбища жителей Нижней Волги всегда отчасти похожи одно на другое. В условиях множества рукавов и проток дельты они почти всегда – на буграх, пригорках, возвышенностях, т.е. на сухих и незатопляемых местах. Некоторые различия их определяет и традиционно-исповедуемая религия, и современная «светскость» ритуала, порядки поминальной обрядности. Так, у народов традиционного исповедания ислама кладбища чаще обустраивались в некотором отдалении от населённых пунктов. Насколько помнится нам по школьным археологическим раскопкам летом 1966 г., жители столицы Астраханского ханства г. Хаджи-Тархан (сейчас на его месте – Волга в районе пос. Новолесное), могли пользоваться кладбищами на холмах современного г. Астрахани, в т.ч. в кремле, у пушечного дворика при крайней башне, и у администрации области, музея и памятника А.С. Пушкину. Далее, поселявшиеся к концу XVIII в. «на службу», вдоль Волги и дорог, казанские татары отчасти воспроизводили обрядность своих предшественников по миграции и новых соседей – юртовских «нугайских» татар, перешедших к полной оседлости вокруг г. Астрахани за 20-30 лет до их прибытия. Широко известно, что отношение к кладбищам у различных народов, традиционно исповедующих ислам, как и у их предков, весьма неоднозначное. Свой, местный вариант мусульманства сложился у тюрок Астраханского края – и в почти классическом каноне, и в альтернативном – суфийском (дервишеском) ответвлении, притом с массой локальных вариантов даже по отдельным селениям. Найдём мы при желании и наследие вообще доисламских, «языческих» (тенгрианских) верований – от кыпчаков как общих предков для юртовских - ногайских и для казанских татар. Так, первоначальный деревянный столбик с именем на могиле столь явно воспроизводит человеческую фигуру, и напоминая каменных истуканов по всей обширнейшей Кыпчакской степи до монгольского, ордынского завоевания. В некоторых сёлах татар-переселенцев был отражён и более присущий юртовцам кладбищенский, примогильный (низший в мистическом учении суфизма - дервишизма) культ «святых мест» – ʺаульяʺ с повязанными на ограду ленточками и со специальными служителями – ʺмужавирамиʺ. Казанские татары с небольшим мишарским элементом - жители правого берега Волги нынешнего Татарстана (традиц. ʺкара якʺ - «чёрная сторона», смешанное население), между городами Тетюши и Буинск, были переселены в 1787-88 гг. на службу по Московскому тракту (шляху) в с. Каменный Яр (татар. ʺТашлы Ярʺ) Черноярского уезда. Оттуда до половины их были почти сразу же, в 1788 г., переведены на тракт, шлях Линейный или Кизлярский – для обслуживания войск по пути на Северный Кавказ, где началась первая крупная война с горцами. Новая «колония» получила татарское имя по своей временной и верховой, черонярской «метрополии» – ʺКǝменни - аулʺ, а русское – по названию военной дороги, «Линейное». Первые могилы могли появиться здесь на кладбище в том же 1788 г. или же чуть позже того. Однако, они, конечно же, ныне не сохранились. Самые древние, с выбитыми надписями арабской графикой, относятся, на астраханских мусульманских кладбищах, обычно к 90-м гг. XIX в. Кладбище этого села расположено тоже на возвышенности, вблизи поворота железной дороги на Кизляр (была, она, напомним, героически проложена за год – с августа 1941 по август 1942 гг.), между протокой ʺЯфрáкʺ (татар. «лист, листок») и указанным военным путём, а ныне – крупной и важной автотрассой на гг. Элисту и Армавир. И, пожалуй, самое важное для нашего изложения то, что село Линейное было перенесено жителями в сáмом начале XX в. (1901 г.) на нынешнее место своего расположения. Ранее оно располагалось западнее, в урочище «красные пески» (тат. ʺкызыл кумнарʺ – где глина, действительно, красновата), ближе к повороту тогдашнего, ставшего «мирным»150 лет назад (провозглашением победы на «Красной поляне» Сочи и Адлера), Линейного тракта, на пос. Буруны и с. Зензели. Таким образом, данное кладбище сыграло, пожалуй, ключевую роль в судьбе села и его обитателей. Оно оказалось естественным ориентиром для указанного, итогового в истории, пространственного перемещения. Село расположилось на том же расстоянии от него – но не на запад, а на восток, ближе к родственному с. Туркменка (ʺТулке - аулʺ), основанному тоже в 1864 г., имевшему к тому времени кладбище своё. Памятники здесь – нескольких основных типов. Надписи на них чаще делаются теперь алфавитом кириллицы – на русском языке, хотя и на татарском тоже. Кладбище начиналось как татарское, но теперь им пользуются живущие здесь представители разных этносов. Но на большинстве могил – изображение полумесяца – символа суннитского ислама. Особенным почётом пользуются погребения, увенчанные красной звездой, – ветеранов-участников Великой Отечественной войны, людей разных национальностей, сражавшихся с врагом вместе. История с. Линейного – продолжается. А отрадный юбилей 230-летия его образования (2018 г.) – постепенно приближается. И сельский некрополь – достойный, наглядный знак вековой истории поселения. Это пристанище траура, скорби и печали. Но и место светлой памяти людей. В.М. Викторин, кандидат исторических наук, этнолог, доцент. Председатель Учёного Совета Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
Надписи на памятниках с арабского на русский язык перевел мулла Тажетдинов Ильяс Даниалбекович. |
Наши контакты
Адрес: 414018, г. Астрахань, ул. Вавилова, д. 4 гТел: 73-73-70. E-mail: